ОфициальноWho is Andre Masalovitch
Неофициальная страница Андрея Масаловича

"Хочу знать все о новом премьер-министре. Забыл, как его зовут"

Когда появилась первая российская поисковая система? Зачем руководителю информационной службы аппарата правительства понадобился поисковик? Какова ситуация на этом рынке? Интервью "Веб-информу" дал президент ассоциации "Инфорус" Андрей Масалович, в течение последних 10 лет занимающийся разработками собственных поисково-аналитических решений.

Один из самых больших кусков интернет-пирога принадлежит сейчас поисковым системам. Еще одно подтверждение тому - решение компании Google разместить свои акции на бирже NASDAQ. По сути, после памятного кризиса 1999 года это станет первым крупным выбросом ценных бумаг интернет-компании на торговые площадки. В настоящее время Google уже готов к выпуску акций и активно проводит road-show. Согласно расчетам аналитиков, компания имеет шансы заработать около одного миллиарда долларов. Эти деньги, по данным некоторых экспертов, она может получить просто потому, что ее система вторичной индексации (поиска в найденном) "чуть-чуть лучше", чем у конкурентов.

О проблемах, стоящих перед "ищущими" в Сети, а также о способах их разрешения журналисту "Веб-информа" рассказал президент ассоциации разработчиков программного обеспечения "Инфорус" Андрей Масалович.

- Когда в России появились первые специализированные поисково-аналитические решения?

- Насколько я знаю, первая российская разработка на эту тему появилась в 1998-99 годах и называлась "Галактика Zoom". Ее сделала корпорация "Галактика" при содействии аналитиков, ранее работавших в силовых структурах. На момент создания стоимость рабочего места составляла порядка $15 тыс. Ее первыми пользователями стали спецслужбы и некоторые большие информационные агентства. С тех пор система выдержала уже около 40 инсталляций.

- Как дальше развивались разработки в этом направлении?

- В дальнейшем к данной задаче прикладывался каждый крупный игрок российского IT-рынка. Одним из последних ярких примеров стал проект "Медиалогия", реализованный IBS летом прошлого года. Консультантом проекта стал Волин, которого на тот момент только что уволили из администрации Президента. Он взялся определить, как должна выглядеть система, годная для аналитика первой руки. Решение было создано. Но у него я вижу три внутренних изъяна, которые мешают его внедрению у крупных заказчиков (кроме того, что система новая и еще не обкатанная).

- Какие именно?

- Первый заключается в том, что при подготовке материалов задействуются аналитики. То есть клиент получает не чистую информацию, а прошедшую через сито чьих-то представлений.

Кроме того, "Медиалогия" большую часть работы ведет на своих серверах, и значит, копит на вас "профайл". А это одна из самых больных проблем - мониторинг ищущего. Если какая-то фирма день за днем повторяет поиск в Интернете, поисковая машина начинает на него копить профайл. Потом этот профайл очень недешево продают конкуренту. Есть целые отрасли индустрии (например, биотехнологии) где активно используются эти методики. Можно миллионы сэкономить на исследованиях, зная, с какими учеными сейчас работает конкурент, с какими химикатами имеет дело или на какие конференции ездит.

Третья проблема, которая может считаться недостатком системы - неназванный западный инвестор. Никто не может быть уверен, что это, например, не Березовский.

- А какие-то другие проекты, кроме "Медиалогии", Вы можете припомнить?

Был еще один интересный проект - "Идеальная Газета", но это, скорее поисковик, составленный на уже собранных лентах новостей. Он ищет по уже подготовленной базе.

- Как Вы сами вышли на это направление?

- В 1998 году меня пригласили сотрудничать Buy.com. И после того как мы с ними пообщались, они сказали: "Если бы у вас сейчас было что показать - мы бы прямо сейчас купили эту разработку. Как только появится прототип - приезжайте". Поскольку заказчик был серьезный, я начал проект в пилотном режиме на свой страх и риск. Так появилась технология Avalanche. Но, когда были готовы первые результаты, оказалось, что момент для продажи крайне неблагоприятный (март 2000 года). Buy.com было уже "не до того".

В Avalanche используются две основные технологии, которые мы сейчас патентуем в США. Одна - это собственный поисковый робот. Вторая - технология "умных" папок (Smart Folders), которая заключается в том, что, если в директорию насыпать документов, каждая папка отберет себе то, что считает нужным.

- Фактически Avalanche так и остался американской системой?

- Вовсе нет. После неудачных переговоров с Buy.com я делал презентацию в Гарвардском университете (точнее, в Kennedy School of Government). Выяснилось, что перед их аналитиками стоят именно те задачи, которые я пытался решить, создавая Avalanche. Я показал прототип. Они заказали систему. После этого появилась пара крупных заказчиков и в России. Это были серьезные госструктуры.

- Что это были за заказчики?

- Например, к нам обратился руководитель информационной службы аппарата правительства. Ему потребовалась сетевая версия системы, которая решает в числе прочих и задачу обеспечения безопасного (с точки зрения наличия вирусов) содержимого текстовых файлов. В результате - поисковая машина стоит за Firewall. У каждого аналитика есть окошечко, где он указывает темы и сайты, которые ему интересны. Часть запросов он может писать в произвольной форме ("Хочу знать все о новом премьер-министре. Забыл, как его зовут"). Если система понимает запрос, она пускает роботов, если нет - отдает специальному оператору. Результаты поиска распределяются в соответствии с заявками между компьютерами аналитиков.

- Насколько выгодна сейчас работа в направлении поисково-аналитических систем?

- Судите сами: стоимость оснащения фирмы "под ключ" поисковой системой Avalanche на сегодняшний день составляет 1500 евро. В январе систему приобрели: крупный банк, известное консалтинговое агентство, ведущая риэлтерская фирма.

- Можно ли сказать, что этот рынок уже насыщен?

- Рынок персональных решений [находится] только в процессе освоения. В плане заказных систем конкурентов не более десятка: это поисковики типа Яндекс и системы крупных агентств, таких как РБК. Но потребность в подобных решениях гораздо выше. Например, со стороны таких структур, как Комитет финансового мониторинга (занимается противодействием финансированию терроризма). База данных у них есть. Но нужен поисковый механизм. Поэтому, по всей вероятности, в этом году Комитет финансового мониторинга будет проводить тендер на поисковые системы.

04.03.2004
Рубрика: бизнес
Формат: интервью
Текст: Леонид Чуриков



Copyright © 2002 Andre Masalovitch, Created by Interrussoft